Оппозиция танков и карагодов в традиции Курско-Белгородского региона
Оппозиция танков и карагодов в традиции
Курско-Белгородского региона
Яркая и самобытная культура Белгородско-Курского региона привлекала и привлекает внимание исследователей на протяжении многих десятилетий. В данном регионе выделяется локальная традиция, которая охватывает несколько южных районов Курской области (Суджанский, Беловский, Обоянский, Больше-Солдатский, а также северо-западные районы Белгородской области – Ивнянский, Ракитянский, частично Прохоровский, Борисовский и Грайворонский), которые ранее входили в состав Курской губернии. Одной из важнейших характеристик локальной традиции становится сложившаяся в ней система жанров, их внутренняя иерархия, которая относится к древним традициям вторичного формирования. Сложные процессы заселения Курского края в 16-17 веках привели к тому, что на одной территории встретились переселенцы из разных мест, относящихся к коренным территориям поселения восточных славян. Танки, несущие функцию календарного обрядового действа, дольше сохраняли свою специфику, сопротивлялись тенденциям консолидации разрозненных переселенцев в единую традицию. Та же ситуация прослеживается и в другом жанре календарной приуроченности – новогодних поздравительных песнях (колядках, щедровках), которые даже в соседних селах могут иметь разный текст и напев.
Для исследователей, занимающихся изучением местных форм традиционной культуры, стало нормой рассматривать локальные традиции в их географических границах, выделяя целый ряд характеризующих их признаков, по которым выделяется локальная традиция. Рассматривая локальную традицию Грайворонские «кривые танки», дадим понятие терминам «традиция», «кривой» и «танок».
ТРАДИЦИЯ – законы окружающей среды. Народ формировал свою обрядность и праздники во все века, подчиняясь этим законам природы, а также условиям социальных и экономических отношений.
ТРАДИЦИЯ – является памятником национальной культуры, показателями высокой духовности наших предков. "Путь энергии Света" - так о традициях говорили предки.
ТРАДИЦИЯ – это результат самонастраивающейся системы, гибко реагирующей на все изменения в природе, в обществе.
Замечено, что с течением веков некоторые традиции отмирают под воздействием просвещения, науки, новой товарно – потребительской культуры, новой религии, новых трудовых праздников.
Термин «КРИВОЙ» - непрямолинейный, идущий не по прямой черте.
Кривой – уклонившийся от прямой черты, гнутый, лучковый, излучистый.
(словарь В.И. Даль)
«Танки» – это хороводы преимущественно плясового характера с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур. При этом все исследователи отмечают существенный признак отличия танков от карагодов: танки исполняются только под пение, карагоды часто сопровождаются не только пением, но и инструментальной музыкой.
В Грайворонском районе о происхождении слова "танок" существует две версии. Первая говорит о том, что слово "танок" связано со словом "танец", другая с русским словом "тын" (плетень), "тынок" — ряд кольев, переплетенных хворостом, который напоминает ряд певцов, взявшихся за руки.
Так, для В.М. Щурова, автора монографии «Южнорусская песенная традиция», термины «хоровод», «танок», «пляска» являются синонимами и при употреблении не дифференцируются: «Место календарных обрядовых в данном районе прочно заняли сезонные хороводные («карагодные») и их особая разновидность – «таночные» песни», или «…чередовались хороводные игры и пляски…». Ту же тенденцию мы видим в монографии И.Н. Карачарова: «В белгородской традиции основными формами бытования хороводно - плясовых песен являются танки и карагоды». Разграничить значение терминов «танок» и «карагод» применительно к курской традиции пыталась еще А.В.Руднева в своем капитальном труде «Курские танки и карагоды: «Танки – это хороводы преимущественно плясового характера с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур.. Такое же разграничение между танками и карагодами на основе хореографии делает И.И. Веретенников. При этом все исследователи отмечают существенный признак отличия танков от карагодов: танки исполняются только под пение, карагоды часто сопровождаются не только пением, но и инструментальной музыкой. Трудности в жанровой дифференциации танков и карагодов, в выделении в них классификационных признаков связаны с тем, что они представляют собой синтетическое явление, сочетающее в себе несколько видов искусств: музыку, поэзию, хореографию. Как справедливо отмечал Е.В. Гиппиус, «…во всех случаях, когда музыкально-фольклорное произведение сочетает различные виды искусства (музыку и поэзию, музыку и танец), важно помнить, что в каждом таком случае мы имеем дело не с однородными явлениями, а с пересечением двух оппозиционных структур, все формы координации которых основываются на принципе единства противоположностей».
Оппозиция танков и карагодов проявляется и в их календарной приуроченности, что неоднократно отмечалось исследователями. Карагоды оформляют все значительные праздники в течение года, за исключением времени Великого поста, принимая вид массового, поистине всенародного гуляния в дни великих праздников (среди них выделяются, прежде всего, Рождество, Крещение, Троица) и престольных праздников, которых в каждом селе было, как правило, два. Время исполнения танков, напротив, ограничено в календаре. Крайними точками их вождения в отдельных случаях являются Масленица, Троица. Но наиболее часто упоминаются «разрешенные» дни Великого поста – Благовещение и Вербное Воскресенье, иногда воскресные дни с 3-ей недели поста. Это время вождения «постовых», или «говеенских» танков. Другой период, изобилующий упоминаниями о вождении танков – пасхальная неделя, как правило, не с первого, а со второго дня после Пасхи. В тех селах, где начало вождения танков было приурочено к Пасхе, они длились до Красной горки или до «маргосок» - Дня жен-мироносиц, 2-го воскресенья после Пасхи. Концентрация танков в этом периоде календаря говорит об их особой обрядовой функции – они являлись знаком ранневесеннего периода, который ощущался как время перехода к новому аграрному циклу. То, что в основе приуроченности исполнения танков первоначально лежала ориентация не на церковные праздники, а на природные приметы, видно из частых определений вроде «танки водють – как тольки земля чуть падсохня».
В противопоставлении двух жанров значимо становится не только годовое время, но и суточное. Танки водили всегда в светлое время суток – по неоднократным упоминаниям, «днём, после обедни». Время гуляния даже обретало внутреннее членение и соответствующее ему поведение участников: днём в танок одевали самый лучший наряд, чтобы «показать себя во всей красе», а с наступлением сумерек его меняли на «одежу попроще», так как в темноте внешний вид был менее важен, а дорогой наряд следовало беречь.
Бытование танков только в ранневесенний период, участие в них особо выделенной социо - возрастной группы – девушек и «молодаек" – говорит об обрядовом происхождении этого хореографического жанра. Танки, несущие функцию календарного обрядового действа, дольше сохраняли свою специфику, сопротивлялись тенденциям консолидации разрозненных переселенцев в единую традицию.