Основные принципы таночных композиций - Проект народной культуры Узорный хоровод - Танок

634009, г. Томск, пер. Карповский, 12, офис 01-05, подъезд 5
Тел: +7 ( 3822 ) 78 - 36 - 88
+7 ( 3822 ) 50 - 70 - 50
Факс (3822) 408-636 (доп.124)
☏          +7 ( 904 ) 097-48-27
 ✉   INFO@TANOK.RU
Узорный хоровод
ONLINE-ПРОЕКТ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Грайворонский танок
Перейти к контенту

Основные принципы построения таночных композиций

Отличительным признаком местной традиции является чрезвычайно развитая хореографическая культура, которая реализуется в двух традиционных жанрах: танок и хоровод (в местном произношении «карагод»).  Ограничимся в данной статье перечислением основных принципов построения таночных композиций: Орнаментальные танки колонной или двумя колоннами с мотивами завивания, заплетания, виляния  - «кривой танок» и ему подобные.  Танок  в отличие от карагода водят, его основная идея – перемещение в пространстве, имеющее определенную конечную цель. Чаще всего это движение к месту карагода (гуляния). Реже танок – это круговое движение на месте.  В танке участники движутся  согласованно, взявшись за руки или пояса, рушники, платки. Карагод всегда водят против солнца, круговой танок – по солнцу. Обращает на себя иерархичность участников танков и карагодов, которая также различна.  В «кривом» танке (а также в танках «вилёк», «ворота», «капуста», «змейка») всегда выделяются ведущие («танководники, «танководницы», «хазуны») и ведомые. Вожатый выделялся из всей остальной группы участников танка, получал статус «ритуального специалиста»: от него требовалось умение «вести» танок, организовать его пространственное воплощение. Этот особый статус часто подчеркивался и половозрастными отличиями: танководниками были, как правило, мужчины, зачастую пожилые; участницами танка – исключительно девушки брачного возраста и молодки, еще не родившие детей.
Грайворонский таночный шаг резко отличается от других хороводных шагов других районов и  областей. Здесь суще­ствует композиция так называе­мых "кривых танков".  "Кривой танок в одну улицу" Все участники берутся за руки и ведущий — "хозун" ведет всех за собой.  "Кривой танок в две улицы". Во время движения две "улицы" переплетаются между собой, чем сложнее "хозуны" будут заводить свою "улицу", тем  красивее будет рисунок.   "Кривой танок в три улицы" Это движение в три "улицы". "Улицы" не только могут переплетаться между собой, но и проходить  под соединенными руками участников.  Танок "Капуста". Движение этого танка похоже на движение по спирали. Уча­стники берутся за руки, соединяясь в одну линию. Ведущий танка  посте­пенно закручивает всех участников на круговую спираль -  "капу­сту". Затем он проходит под руками последних участников и начи­нает раскручивать этот танок. Возможна закрутка нескольких "улиц" одновременно.
Грайворонские танки в исследуемой локальной традиции преимущественно отличается своей уникальностью т неповторимостью в названии, в композиционных построениях, в музыкально – поэтической структуре на основе главного закона природы единства противоположностей. Единства – на основе хореографической лексики и музыкально – поэтической структуры, где смыслонесущие слова произносятся в синхронном ритме хороводного движения.  Звуковысотное строение строится на основе  узкообъёмных  ладов с квартой ( вариантная гетерофония), характерная для Грайворонского района. Противоположность демонстрируется в «кривых танках» разительным отличием на уровне композиций. В основе которой лежит индивидуальное мастерство пляшущих, самостоятельность действий,  почти  полная независимость плясунов, плясуньи или пары солистов от других пляшущих.
Узорный хоровод
Узорный хоровод
Грайворонский танок
Грайворонский танок
Грайворонский танок
Грайворонский танок
Грайворонский танок
Назад к содержимому