Основные принципы построения таночных композиций
Основные принципы построения таночных композиций
Отличительным признаком местной традиции является чрезвычайно развитая хореографическая культура, которая реализуется в двух традиционных жанрах: танок и хоровод (в местном произношении «карагод»). Ограничимся в данной статье перечислением основных принципов построения таночных композиций: Орнаментальные танки колонной или двумя колоннами с мотивами завивания, заплетания, виляния - «кривой танок» и ему подобные. Танок в отличие от карагода водят, его основная идея – перемещение в пространстве, имеющее определенную конечную цель. Чаще всего это движение к месту карагода (гуляния). Реже танок – это круговое движение на месте. В танке участники движутся согласованно, взявшись за руки или пояса, рушники, платки. Карагод всегда водят против солнца, круговой танок – по солнцу. Обращает на себя иерархичность участников танков и карагодов, которая также различна. В «кривом» танке (а также в танках «вилёк», «ворота», «капуста», «змейка») всегда выделяются ведущие («танководники, «танководницы», «хазуны») и ведомые. Вожатый выделялся из всей остальной группы участников танка, получал статус «ритуального специалиста»: от него требовалось умение «вести» танок, организовать его пространственное воплощение. Этот особый статус часто подчеркивался и половозрастными отличиями: танководниками были, как правило, мужчины, зачастую пожилые; участницами танка – исключительно девушки брачного возраста и молодки, еще не родившие детей.
Грайворонский таночный шаг резко отличается от других хороводных шагов других районов и областей. Здесь существует композиция так называемых "кривых танков". "Кривой танок в одну улицу" Все участники берутся за руки и ведущий — "хозун" ведет всех за собой. "Кривой танок в две улицы". Во время движения две "улицы" переплетаются между собой, чем сложнее "хозуны" будут заводить свою "улицу", тем красивее будет рисунок. "Кривой танок в три улицы" Это движение в три "улицы". "Улицы" не только могут переплетаться между собой, но и проходить под соединенными руками участников. Танок "Капуста". Движение этого танка похоже на движение по спирали. Участники берутся за руки, соединяясь в одну линию. Ведущий танка постепенно закручивает всех участников на круговую спираль - "капусту". Затем он проходит под руками последних участников и начинает раскручивать этот танок. Возможна закрутка нескольких "улиц" одновременно.
Грайворонские танки в исследуемой локальной традиции преимущественно отличается своей уникальностью т неповторимостью в названии, в композиционных построениях, в музыкально – поэтической структуре на основе главного закона природы единства противоположностей. Единства – на основе хореографической лексики и музыкально – поэтической структуры, где смыслонесущие слова произносятся в синхронном ритме хороводного движения. Звуковысотное строение строится на основе узкообъёмных ладов с квартой ( вариантная гетерофония), характерная для Грайворонского района. Противоположность демонстрируется в «кривых танках» разительным отличием на уровне композиций. В основе которой лежит индивидуальное мастерство пляшущих, самостоятельность действий, почти полная независимость плясунов, плясуньи или пары солистов от других пляшущих.