>

Методика - Узорный хоровод - Грайворонский кривой танок

Перейти к контенту

Главное меню:

Методика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО БРЕНДУ
«ГРАЙВОРОНСКИЙ КРИВОЙ ТАНОК»


Ответственный за выпуск –
Екатерина Владимировна Алиханова,
заслуженный работник культуры РФ, заместитель начальника управления – начальник отдела развития туризма администрации Грайворонского района.

Проект методических рекомендаций по бренду
«ГРАЙВОРОНСКИЙ КРИВОЙ ТАНОК» подготовлен авторским коллективом: Е.В. Алиханова,
С.В. Золомленко, Е. А. Шепеленко.
В проекте даны основные понятия и определения «кривого танка». Сделана оценка значимости в традиционной культуре Грайворонского края бытования и наличия древнейших видов танков, карагодов и бытового песенного творчества.
Даны конкретные предложения по использованию и включению бытового и хореографического материал в общую систему культурного и общеобразовательного развития в районе.
Представленный материал может использоваться как специалистами, преподавателями культурного и дополнительного образования, так и любителями фольклора, имеющих благородную цель восстановления традиционной культуры.

Представленный материал всегда был явлением повседневной жизни, неразрывной частью быта народа. Наполнение бытовой сферы красотой самовыражения, творчеством – это одно из главных условий здорового образа жизни и высокой духовности народа.
Екатерина Алиханова

ЧТО ТАКОЕ БРЕНД?
С точки зрения лингвистики – Бренд (анг. Brand) – клеймо, способ графической идентификации продукции конкретного производителя.
С точки зрения рекламистов – название, термин, знак, символ или любая другая характеристика, которая бы идентифицировала товар или услугу как отличную от других товаров.
…сумма всех характеристик, материальных или нематериальных, которая делает коммерческое предложение уникальным.
…это неосязаемая сумма свойств продукта: его имени, упаковки и цены, его истории, репутации и способа рекламирования. Бренд так же является сочетанием впечатления, который он производит на потребителей и результатом их опыта в использовании бренда.
С точки зрения стратегов – Бренд, средство управления взаимоотношениями между организацией и ее целевыми аудиториями, направленный на устранение априори существующего конфликта интересов.

«Грайворонский кривой танок»
прошел патентный поиск на отсутствие в его составе сходства с другими товарными знаками на предмет плагиата, которых вследствие поиска не было выявлено.
Рассматривая Грайворонские «кривые танки», дадим понятие терминам «кривой» и «танок».
«Кривой» - непрямолинейный, идущий не по прямой черте. Кривой – уклонившийся от прямой черты, гнутый, лучковый, луковатый, излучистый. (словарь В.И. Даль);
«Танок» - это хоровод преимущественно плясового характера с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур;
Слово «Танок» - связано со словом «танец»;
«Танок» - «тын» (плетень), «тынок» - ряд кольев, переплетенных хворостом, который напоминает ряд певцов, взявшихся за руки.
«Грайворонский кривой танок»
Традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна. Тысячелетиями складывается мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусства и ремесла народа. Культура и искусство в их профессиональном варианте всегда обнаруживали тесную связь с народной культурой, питались ее глубинными истоками. К сожалению, многие из них или уже осушены, или находятся на грани исчезновения. Утраты порой невосполнимые, однако многое ещё можно уберечь, попытаться восстановить. Прежде всего, нужно возродить народную культуру праздника и праздничности во всем том, что ее составляло: обряд, песня, утварь, игры, пляски, одежда. Нужно вернуть знания и умения сшить национальную одежду, вышить рушник и рубаху, сделать игрушку своими руками, завести хоровод, поиграть. Это должно войти в быт. Как бы это утеплило жизнь, прибавило бы ей улыбки! Ведь самое ценное в человеке – это детскость души, с которой связана творческая способность человека в народном искусстве и шире – в культуре. Это качество таланта помогает вернуть человека к целостности восприятия мира, чувству прекрасного, неотделимости себя от природы и духовных ценностей, выработанных народом.
Народная традиционная культура Грайворонского края, богата и разнообразна и складывалась она на протяжении многих лет и веков. Благодаря нашим предкам, донесшим до наших дней песенные традиции, обряды и обычаи, устное народное и декоративно-прикладное творчество, на сегодняшний день мы должны все сохранить и преумножить.
Яркая и самобытная культура нашего края привлекает внимание исследователей на протяжении многих десятилетий. Отличительным признаком местной традиции является чрезвычайно развитая хореографическая культура, которая реализуется в двух традиционных жанрах: танок и хоровод (в местном произношении «карагод»). Хореографические жанры являются централизующим компонентом местной традиции, преобладают в репертуаре певцов и оказывают заметное влияние на всю систему музыкальных жанров, что проявляется как в структурной организации напевов, так и в исполнительской манере.
«Танки – это хороводы преимущественно плясового характера с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур… При этом все исследователи отмечают существенный признак отличия танков от карагодов: танки исполняются только под пение, карагоды часто сопровождаются не только пением, но и инструментальной музыкой. Танки принципиально неоднородны, имеют массу вариантов хореографических композиций.
Отличительная особенность танков и карагодов проявляется и в их календарной приуроченности. Карагоды оформляют все значительные праздники в течение года, за исключением времени Великого поста, принимая вид массового, поистине всенародного гуляния в дни великих праздников (среди них выделяются, прежде всего, Рождество, Крещение, Троица) и престольных праздников. Время исполнения танков, напротив, ограничено в календаре. Крайними точками их вождения в отдельных случаях являются масленица, Троица. Но наиболее часто упоминаются «разрешенные» дни Великого поста – Благовещение и Вербное воскресенье, иногда воскресные дни с 3-ей недели поста. Это время вождения «постовых», или «говеенских» танков.
Другой период, изобилующий упоминаниями о вождении танков – пасхальная неделя, как правило, не с первого, а со второго дня после Пасхи. В тех селах, где начало вождения танков было приурочено к Пасхе, они длились до Красной горки или до «маргосок» - дня жен-мироносиц, 2-го воскресенья после Пасхи. Концентрация танков в этом периоде календаря говорит об их особой обрядовой функции – они являлись знаком ранневесеннего периода, который ощущался как время перехода к новому аграрному циклу. То, что в основе приуроченности исполнения танков первоначально лежала ориентация не на церковные праздники, а на природные приметы, видно из частых определений вроде «танки водють – как только земля чуть падсохня». В противопоставлении двух жанров значимо становится не только годовое время, но и суточное. Танки водили всегда в светлое время суток – по неоднократным упоминаниям, «днём, после обедни». Время гуляния даже обретало внутреннее членение и соответствующее ему поведение участников: днём одевали самый лучший наряд, чтобы «показать себя во всей красе», а с наступлением сумерек его меняли на одежу попроще, так как в темноте внешний вид был менее важен, а дорогой наряд следовало беречь.
Основным принципом построения таночных композиций является – орнаментальность. Танки колонной, двумя колоннами с мотивами завивания, заплетания, виляния - «кривой танок» и ему подобные. В «кривом» танке (а также в танках «вилёк», «ворота», «капуста», «змейка») всегда выделяются ведущие («танководники, «танководницы», «хазуны») и ведомые. Вожатый выделялся из всей остальной группы участников танка, получал статус «ритуального специалиста»: от него требовалось умение «вести» танок, организовать его пространственное воплощение. Этот особый статус часто подчеркивался и половозрастными отличиями: танководниками были, как правило, мужчины, зачастую пожилые; участницами танка – исключительно девушки брачного возраста и молодки, еще не родившие детей.
Грайворонские танки преимущественно отличается своей уникальностью и неповторимостью в названии, в композиционных построениях, в музыкально – поэтической структуре на основе главного закона природы единства противоположностей.
Второй шаг, более экспрессивный, исполнитель применяет в момент большего эмоционального напряжения.
Композиционная форма «кривого» танка складывалась таким образом, что участники становились по обеим сторонам улицы, взявшись за руки, под песню двигались на луг. Двигались первым таночным шагом. На лугу, по рассказам, они старались обойти стоявших на пути людей. Таким образом танок принимал разнообразные извилистые формы.

Композиционные формы таночного движения

«Кривой танок в одну улицу» - Все участники берутся за руки и ведущий - «хозун» ведет всех за собой, делая при этом движения в разные стороны.


«Кривой танок в две улицы» - Во время движения две «улицы» переплетаются между собой, чем сложнее «хозуны» будут заводить свою «улицу», тем красивее будет рисунок. Участники могут располагаться по обе стороны.


«Кривой танок в три улицы» - Это движение в три «улицы». «Улицы» не только могут переплетаться между собой, но и проходить под соединенными руками участников.


Танок «Капуста» - Движение этого танка похоже на движение по спирали. Уча­стники берутся за руки, соединяясь в одну линию. Ведущий танка посте­пенно закручивает всех участников на круговую спираль - «капу­сту». Затем он проходит под руками последних участников и начи­нает раскручивать этот танок. Возможна закрутка нескольких «улиц» одновременно.


Таночный шаг

1. На счет «раз» - шаг, размером не более половины собственной ступни. На счет «и» - подняться на носок и опуститься на пятку. На счет «два и» - повторить то же самое с другой ноги.
2. На счет «раз» - также шаг, размером не более половины ступни. На счет «и» - соскок на обе ноги.
Движение также повторяется и с другой ноги. Оба этих шага служат для исполнения карагодных и таночных песен. Во время пения участники движутся, взявшись за руки, одним из этих шагов. Причем каждый тем, каким пожелает. При освоении песен и танков, петь, двигаясь вторым «шагом с соскоком», очень трудно. Поэтому и объясняется переход на первый шаг, более вокальный и удобный для дыхания.

Отличительные особенности Грайворонского
«КРИВОГО ТАНКА»

Уникальность. Орнаментальность композиционных построений, отличительная хореографическая лексика, музыкально – поэтическая структура.
Неповторимость. Локальная традиция танков, основанная на самонастраивающей системе бытования.
Консолидарность. Консолидация является централизующим компонентом системы. Отсюда стремление к объединению всех групп населения в таночных гуляниях.
Солидарность. В «кривых танках» всегда присутствует чёткая иерархичность участников, где всегда выделяются ведущие и ведомые, они получают статус «ритуального специалиста». Все равны по статусу и сохраняется индивидуальность каждого.
Согласованность. Движение участников в танках согласованное. Перемещаясь в пространстве, ведомые участники водят танок, приближая его к определённой конечной цели.


Выводы.
Сохранение и внедрение самобытных форм традиционной культуры (в частности бытовую хореографическую пластику),
- даст колоссальный толчок в плане формирования гражданского самосознания;
- даст возможность вменить в творческие и учебные процессы самобытный местный материал;
- даст возможность применения экологических форм досуговой деятельности;
- даст возможность созданию творческих мастерских по производству стилизованной национальной одежды для участия в массовых таночных гуляниях, карнавалах;
- даст возможность производства массового продукта, с применением брендового знака на любом товаре, сувенире, продукции;
- даст возможность расширению новых рабочих мест, дополнительному доходу за счёт привлечения туристов, гостей и делегаций в район т. д.

Ежегодный районный фестиваль

Изучив все характерные и отличительные особенности танков и карагодов, учитывая их календарную приуроченность, определился день для проведения фестиваля «Грайворонский кривой танок» – Весенний праздник «Моргошки» - День Жен-Мироносиц, 2-е воскресенье после Пасхи.


Характеристика праздника

По народному календарю: После Красной горки, в воскресенье (второе воскресенье после Пасхи) праздновали небольшой весенний праздник – Моргошки или лолымки. В этот день ходили девушки в лес, плели венки, гадали на ложках. Подбрасывали их вверх и смотрели, чья ложка выше подлетит, у той жених будет высокий, а чья на ветку упадет, то у той жених будет рябой и некрасивый. Ребята по улицам костры жгли. Пекли в домах караваи, каравайцы, хлеб. А вечером все вместе – молодые и старые ходили на «граня» и там кашу варили, жарили яичницу, песни пели и плясали.
По православному календарю: День Жен-Мироносиц - третья неделя после Пасхи посвящается святым женам – мироносицам. Жизнь и труды святых жен Мироносиц представляют собою образец истинно- христианского поприща женщины - христианки. Примером свв. Мироносиц и современная женщина призывается также служить неимущим, облегчать положение немощных своим трудом, утешать скорбящих и болящих, заботиться не о внешней красоте своего тела и благополучной жизни, а о нетленной красоте своей души. То есть, заботиться о развитии и усовершенствовании внутренних качеств и особенно доброго и любвеобильного сердца.
В эту неделю совершается воспоминание святых Жен – Мироносиц (в их числе Пречистая Дева Мария, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и др.). Они - свидетельницы страданий, смерти и воскресения Иисуса Христа. Им первым явился Воскресший Спаситель. От них произошло пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!».
В этот день можно поздравить матерей, бабушек, жен, сестер, дочерей с общим днем христиан-женщин. Можно вспомнить не только женщин-святых, но и женщин – героинь в миру, совершавших подвиги на войне, в тылу и в мирной, о многодетных матерях, о женщинах, отдающих все силы и любовь своего сердца несчастным, больным, умирающим, пострадавшим от различных бедствий.

Музыкальный материал для детских и взрослых народных коллективов

«Ой, да по улице мостовой»

Ой, да по улице мостовой,
Ой, лели мостовой.
Да по широкой столбовой.

Да ведут коня под ковром
Ой, лели под ковром,
Аля-ли, лели под ковром.

Да под золотом под махром,
Ой, лели под махром,
Аля-ли, лели под махром.

Ой, конь водицы не пье
Ой, лели не пье
Али-али, лели не пье.

Да копытцем камень бье,
Ой, лели, не бье.
Али-ли, лели не бье.

А в камени правды нет,
Ой, лели, правды нет,
Али-ли, лели правды нет.

Ой, правды нет, совести
Ой, лели совести.
Аля-ли, лели совести.

У мене рваны башмаки
Ой, лели башмаки,
Аля-ли, лели башмаки

Да изношены чулки,
Ой, лели чулки
Аля-ли, лели чулки.
А мне младой лапти сплесть,
Ой, лели лапти сплесть,
Аля-ли, лели лапти сплесть.

Да новы оброчки,
Ой, лели оборочки
Аля-ли, лели оброчк


«Ой, по мосту, мосту»

Ой, по мосту, мосту
По калиновом мосту
Да, ой, лели, ля-оли
Ой, лей, лели, ля-оли.
По калиновому мосту
Посреди моста стала,
Она братца звала
Ой, братец, браточек,
Приди на часочек
Приди на часочек,
Поведи через мосточек

Есть у меня братец
Четыре печали
Четыре печали,
Четыре большие
Первая кручина-
Свекор хлопотливый.
Другая кручина –
Свякруха говорлива.
Третья кручина –
Деверь насмешливый,
Четверта кручина –
Золовка смутовка.

«Белая Таня танки водила»
Белая Таня, танки водила,
Ой, ляли, ляли, али-лей, лели.
Танки водила вывожатаю
Вывожатаю зачинатаю.
Молодой сударь на крыльце стоял
На крыльце стоял, на Таню глядел
На Таню глядел, Таню полюбил
Я Таню люблю за себя возьму.

«Ой, заря моя, зорюшка»

Ой, заря моя зорюшка,
Да заря ранняя, усхожая,
Оли ой, леоли вы, леоли,
Заря ранняя, усхожая.
Да заря ранняя, усхожая,
Дай она высоко всходила.
Дай она высоко всходила,
На море далеко светила,
На море далеко светила.
Пошел дробен дождь по двору.
Пошел дробен дождь по двору,
Середи двора Иванова.






«А, улица, наша улица»

А улица наша улица, а улица наша ровная,
Ой, лей, ле-о-ли, ле-ли, ой, лей, ле-о-ли, ле-ли,
А улица наша ровная, другая – крутая,
Другая – крутая, третья – широкая,
Третья – широкая, как на той на улице,
Как на той на улице, стояла вдовушка,
Стояла вдовушка, повитая головушка,
Повитая головушка, как видела вдовушка,
Как видела вдовушка, три месяца ясных.
Три месяца – ясных, да три молодца красных,
Выходили да к молодцам, три девицы ясных,
Три девицы ясных, да молодушек красных.



«Король по городу ходя»
Король по городу ходя,
Король девок выбирая.
Король, зайди к царю в гости.
Король, поклонись низенько,
Король, поскачь хорошенько.
Король, которую любишь,
Король, ту и поцелуешь.




«На проулочке две голубочки»
На проулочке, две голубочки,
Выкупаются, вымуваются-
Кому выймется – скоро сбудется, не минуется.



«Пойду я в зеленый сад»


Пойду я в зеленый сад,
Сорву я два яблочка.
Ой, лели да лелюшки
Али-ляли, лели, лелюшки.
Сорву я два яблочка,
Два яблочка, два наливчатых.
Два яблочка, два наливчатых,
Два наливчатых рассыпчатых.
Два яблочка все катаются,
Иванушка величается,
Иванушка величается
Перед красными девушками,
Перед красными девушками,
Молодыми молодушками.
А во горенке молодушка сидит
Да в оконце хрустальное глядит.
Да в оконце хрустальное глядит,
Все Иванушке речь говорит.
Все Иванушке речь говорит,
Ты Иванушка молодой,
Ты Иванушка молодой,
Почему не гуляешь со мной?


Как на поле

Как на поле, на поляне,
На высоком, на кургане
Стояло там три кустика.
Первый кустик калиновый,
Другой кустик малиновый,
Третий кустик ракитовый.
Вот куст кусту завидовал
Как первый куст погоды нет,
Ни дождика, ни дробного
Ни солнушка ни ясного
Ой, дождь идет, землю мочит,
Ветер вея, землю сушит.
Васильюшка жену учит,
Егорович молодую
Да не плеткою, тетивкою,
Тетивушка расхлесталась,
А Марьюшка расплакалась,
Ивановна разнежилась.



Да в саду, саду, в зеленом саду


Да в саду, саду, в зеленом саду,
Ды ой, лели, лели, в зеленом саду.
В зеленом саду, под(ы) грушею,
Под(ы) грушею, под кудрявою,
Под кудрявою, кучерявою,
Там дружинушка с похмелья лежит,
С похмелья лежит, голова болит.
Тут и свашенька, в головах стоит,
В головах стоит, держа блюдечко,
Держа блюдечко серебряное.
А на блюдечку, да два яблочка,
Да два яблочка, два садоваи,
Два садоваи, два медоваи.

По-за садом, по-за садом



По-за садом, по-за садом,
По-за зеленым садом,
Эли да лели, али лей, лели
По-за зеленым садом.
По-за зеленым садом,
По-за вишеньицем
Ходя павлин, ходя павлин,
Да и с павушкою.
У павушки-сударушки
Золотая голова,
У павлина-господина — позолоченная.
То-то парень, то-то парень — Иванушка-господин.
К ему гости, к ему гости соезжалися,
Они ему, они ему дивовалися.



Соловей, соловьюшка



Соловей-соловьюшка, отлетная пташечка,
Ой, лели, ой, ляли, али, али лели ой, лели,
Отлетная пташечка, рябая кукушечка,
Рябая кукушечка, чем далеко отлетал,
Чем далеко отлетал? а и садом, да садом,
А и садом, да садом, до зеленого вишенья,
До зеленого вишенья, сладкого орешенья.





Ой, по морю, морю



Ой, по морю, морю,
По морю по синему,
Лели да лели,
Лели да леоли,
По морю синему,
По Дону тихому,
По Дону тихому
Плавала утенушка.
Плавала утенушка,
Плавала серенькая,
Плавала серенькая,
Перьица рябенькия,
Перьица рябенькия.
За ею силезнюшка,
За ею силезнюшка,
За ею касатенький,
За ню касатенький,




Хореографический материал
(рисунки кривого танка)

1. Эмблема «Грайворонский Кривой танок»







2. Танок в две капусты.




3. Танок - Вилек




4. Танок с рушниками



5. Карагод



6. Танок в четыре улицы














7. Танок в пять улиц









8. Танок – Змейка









9. Танок – Капуста



10. Танок в одну улицу












11. Танок в две улицы



12. Грайворонский Кривой танок


Представленный материал всегда был явлением повседневной жизни, неразрывной частью быта народа. Наполнение бытовой сферы красотой самовыражения, творчеством – это одно из главных условий здорового образа жизни и высокой духовности народа.


Екатерина Алиханова




 
 
 
Яндекс.Метрика
return_links(3); ?>
Назад к содержимому | Назад к главному меню