«Масленица – Кривошейка, мы встречаем тебя хорошенько»!

634009, г. Томск, пер. Карповский, 12, офис 01-05, подъезд 5
Тел: +7 ( 3822 ) 78 - 36 - 88
+7 ( 3822 ) 50 - 70 - 50
Факс (3822) 408-636 (доп.124)
☏   +7 (47261) 4-40-92
       +7 (915 )576-97-23
   turotdel31@yandex.ru
Узорный хоровод
ONLINE-ПРОЕКТ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Грайворонский танок
Перейти к контенту

«Масленица – Кривошейка, мы встречаем тебя хорошенько»!

Проект народной культуры Узорный хоровод - Танок
Опубликован от Е.В. Алиханова вход Новости 2024 год · 13 март 2024
Самым, что не наесть народным праздником до сих пор считается на Грайворонщине Масленица, праздник  Солнца, Весны, Плодородия и Красоты. Масленица,  для понимания современной молодёжи, это веселый русский карнавал, со своими ритуалами, обычаями и обрядами. Празднование Масленицы связано с лунным календарем. Оно начинается за восемь недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля — начало марта. В 2024 году Масленицу празднуют с 11 по 17 марта. Длится, она целую неделю и традиционно связано с проводами зимы и встречей весны.
Традиционно праздновать Масленицу  в Грайворонском районе начинают  с «Широкого четверга»,  но готовятся к ней заблаговременно. Хозяйки убирают избы, чистят, моют домашнюю утварь, украшают жилище праздничными рушниками, скатертями, яркими половиками. Готовят впрок и хранят в кадках сыр, творог, масло, сметану, чтобы достойно встретить праздник. «Хоть с себя что заложить, да Масленицу проводить», «Без блина не Масляна», «Масляна — объедуха, деньгам приберуха», — говорили старожилы. И не без основания. Древний смысл обрядовой трапезы в том, чтобы сегодняшним изобилием вызвать еще больший достаток семьи в будущем.
Встречали Масленицу  в каждом селе Грайворонского района по-разному. Например, в селе Пороз делали соломенное чучело и с песнями  ходили по селу. Иногда трое ребят впрягались в сани и возили его вместе с красивой девушкой от дома к дому. В селе Доброе, чучело Масленицы делали девки, а парни везли его на санях на «широкую улицу».  
Здравствуй, Масляна-Масленка,
Гостюшка наша дорогая!
Мы на горе катаемся,
Блинами объедаемся!
Главную роль в Масленице играют блины, которые пекутся всю неделю. На блины зовут гостей и блинами везде угощают: блины толстые и тонкие, с припёком, блины с маслом, сметаной, творогом, с вареньем, медом.
Песнями и плясками, девичьими карагодами, танками и молодецкими мужскими игрищами, заливистыми трелями троечных колокольцев, жаркими кострами, обильным застольем, чествовали Масленицу. А какими яркими были «масленичные танки». Девушки и молодайки одевали свои самые лучшие наряды и украшения, становились в единую линию, брались за руки и такой улицей, витиеватыми движениями с особым таночным шагом с притом, которым якобы будили землю от долгого зимнего сна,  под  таночные песни шли на место массового гуляния, деревенский пятачок, но чаще всего это были замёрзшие пруды. Почетным было занять место первой ведущей танка, её называли «Вывожатая», «Танководница», «Зачинатая». Танок мог вести  и мужчина, его называли «Хозун». Каждая улица, вела свой танок, с разными схематическими узорами и песнями, «Мылички бялилички мои», «Тонкая гибкая досточка», «В огороде мята», «Улица широкая» и др. На основном месте гуляния, уже танки не водили, водили карагоды, женщины и девки «скакали» в «кружку» под игру гарманистов, пели разножанровые песни, чаще всего плясовые, карагодные, частушки.
А мужики на «кулачках» бились. Ох и бились! («сам на сам» — один на один, «стенка на стенку» — улица на улицу или даже село на село). Дрались по особым правилам старинной борьбы, до первой крови. Расходились «с миром», пожав друг другу руки. Конечно, разные случаи были, но в основном зла не держали.
Катанию с гор придавалось особое значение: чем дальше прокатишься, тем длиннее конопля вырастет. Неслучайно было катание девок на донцах и обязательно на празднично убранных тройках. Причем парни так оказывали знаки внимания приглянувшимся девушкам: «платой» за это был поцелуй, горсть семечек или орешков. Катались с ледяных гор на санках «крыгах» и «лубках», на чем попало под детский восторженный визг, хохот и шутки взрослых, шествовала широкая Масленица по селам  нашего края, и не было ей равных по размаху, щедрости и удали.
Особым смыслом был наполнен последний день Масленицы, не случайно названный «Прощеный». Суть содержания его — попросить прощения у родных, близких, знакомых и даже незнакомых людей за вольные или невольные прегрешения с тем, чтобы очистить душу в преддверии Великого Поста.
«Добрый человек, прости меня, пожалуй», — говорил один другому при встрече, на что тот отвечал: «Бог тебя простит, и я тебя прощаю!» Эти слова сопровождались троекратным поцелуем. Этот обычай неукоснительно соблюдался, прежде всего, в семье. Провожали Масленицу  с кострами, проводами— похоронами обрядового чучела, пепел которого разносили по всей деревне, «чтобы весна и солнышко были милостивы ко всем».
С Чистого понедельника начинались строгие дни Великого Поста. Смолкали песни, шутки. Исключение составляли немногочисленные образцы так называмых «говеенских» или «постовых» песен.



Грайворонский танок
Грайворонский танок
Грайворонский танок
Грайворонский танок
Грайворонский танок
Назад к содержимому